О чем молчит «Вкусвилл»?

Автор Татьяна Михайленко
В конце мая стало известно, что Роспотребнадзор оштрафовал сеть магазинов «Вкусвилл» на 6,3 млн. руб., выявив множество нарушений в ходе проверки. Среди основных претензий нарушение санитарных норм, несоблюдение правил хранения продуктов, превышение уровня микрофлоры во множестве продуктов, а также нитратов в овощах и фруктах. Наша редакция разбирается в вопросе и оценивает обоснованность выдвинутых претензий.

Магазины «Вкусвилл» давно вызывают неоднозначную реакцию и много вопросов. С одной стороны, все со стороны магазина намекает на то, что продукты намного более полезные и безопасные по сравнению с теми, которые продаются в «обычных» магазинах. С другой, цены во «Вкусвилл» иногда даже не отличаются от стоимости обычных продуктов, что сразу вызывает вопросы. Любой эксперт с уверенность скажет, что производство безопасных и полностью натуральных продуктов – дело нелегкое и недешевое, а магазины «Вкусвилл» растут как грибы на каждом углу. Уровень цен и объемы торговли сразу вызывают неоднозначные мысли.

Давайте разберемся с претензиями РПН и посмотрим, что это может означать.

1. Санитарные нормы можно даже не обсуждать, тут все ясно, и эти нарушения признает обоснованными сам «Вкусвилл». Хранение продукции производится не по правилам, не все продуктовые соседства разрешены российскими нормами, отсутствуют специальные помещения для гигиены сотрудников.

2. Лишняя микрофлора в молочных и ряде других продуктов - это нехороший признак, потому что сама по себе лишняя микрофлора в пастеризованном молоке (оно ведь не сырое!) ниоткуда взяться не может. Она может появиться только в связи с нестерильными условиями производства или негерметичной упаковкой. «Вкусвилл» утверждает, что лишняя микрофлора – результат ненадлежащего хранения образцов перед экспертизой. К сожалению, аргумент выглядит не очень убедительно. Сам текст магазина на эту тему выглядит противоречиво: сперва написано, что превышение микробиологии вызвано нагревом, а ниже написано, что эксперты «Вкусвилл» все изучат и в будущем применят меры для того, чтобы таких нарушений больше не было. Возникает вопрос, как это возможно, если магазин утверждает, что лишние микроорганизмы найдены из-за нарушения условий перевозки?
3. Обнаружение нитратов - тоже очень серьезное нарушение, доказывающее, что далеко не все фрукты и овощи проходят проверку и являются безопасными. Магазин утверждает, что превышение уровня нитратов выявлено за счет применения РПН ионометрического, устаревшего метода измерения нитратов, который может быть ошибочным в своих показаниях. Однако ответ снова выглядит противоречиво, потому что в начале идет долгое
обоснование, почему магазин не может

проверить каждый кабачок (что доказывает, что во «Вкусвилл» легко могут попадать партии товара с нитратами), а потом аргументация внезапно переключается на методы измерений.

4. Наконец, самое неприятное и однозначно вводящее покупателя в заблуждение обнаружение РПН – находка сухого молока в составе продукта «Снежок», что не указано на упаковке. Данное нарушение – явный факт введения потребителя в заблуждение, запрещенный и российским законодательством, и принципами этики. По итогам продукт сняли с производства. Но как говорится, «осадочек остался»: ясно, что компания, скрывающая ингредиенты в составе, способна пренебречь и другими этическими принципами.
Стоит отметить еще ряд моментов:

1. Несложно заметить, что во «Вкусвилле» помимо прочих деликатесов легко можно найти и лосось. Причем в ассортименте он появился намного позже, чем многие другие продукты, в т.ч. другие виды красной рыбы. Общеизвестно, что лосось едет в Россию преимущественно с Атлантики, и абсолютно большая часть этой рыбы содержит драматически превышающее количество тяжелых металлов, которые очень

опасны для здоровья человека. «Вкусвилл» под страхом смерти не отвечает на вопрос, откуда лосось и чем он отличается от обычного. Наша редакция неоднократно задавала этот вопрос «ВкусвиллУ» и в соцсетях, и по почте – молчание!

2. В сезон вы также легко сможете заметить, что во «Вкусвилл» продаются ягодные наборы ежевика-голубика-малина из Мексики и других стран Латинской Америки. Мы продолжаем верить, что ягоды без нитратов и обработки? Правда? Тогда бы они просто не доехали из таких далеких стран. Конечно, это те же самые ягоды, которые продаются во всех других супермаркетах. Их, так же, как и лосось, добавили в ассортимент в связи с общественным спросом, пойдя на компромисс с критерием натуральности составов. И это тоже своего рода введение потребителя в заблуждение.

3. Стоит знать, что «Вкусвилл» работает не только с фермерами, но с крупными поставщиками молочки и мясных продуктов, с которыми сотрудничают «обычные» продуктовые сети. Среди них, к примеру, пензенский завод «МолокоМ», который поставляет продукты в «Метро», «Ленту», «Дикси» и другие магазины. Таким образом, утверждать, что вся продукция «Вкусвилл» с небольших фермерских хозяйств не совсем честно.

4. Наконец, что касается фермерских хозяйств: насколько хорошо, если продукция сделана именно в таком хозяйстве? Вероятно, можно утверждать, что продукция с фермерских хозяйств более натуральная. С другой стороны, в своем интервью журналу «Натурпродукт» представитель Российского органического союза рассказывал, что часто консультирует российских фермеров о том, как обходиться без нитратов и антибиотиков. Далеко не все фермеры в России научились вести хозяйство без этих технологий, эффективно спасающих урожай и поголовье скота от инфекций. Кроме того, на целом ряде мелких хозяйств нарушены санитарные нормы и как раз могут присутствовать в продуктах лишние микроорганизмы, потому что фермеры не обладают навыками и технологиями стерильного и герметичного производства. Стоит знать, что действительно экологически чистой и органической может быть названа продукция, прошедшая сертификацию специальных органов, проверяющих и экологичность местности, и корма для животных, и условия их содержания, и производственный процесс. А вот тот факт, что продукция фермерская, к сожалению, мало что гарантирует.
Таким образом, конечно, к «Вкусвиллу» есть вопросы и считать продукцию, продающуюся в этих магазинах, образцом здорового питания и экологичности пока рано. Да, конечно, эта продукция во многих случаях – более высокая ступень, по сравнению с продуктами в «обычных» супермаркетах. Однако в России также есть магазины органических товаров, в которых экологичность и натуральность подтверждена органическими сертификатами, и стоят продукты значительно дороже.

Наконец, через 2 дня после того, как во всех СМИ прошла новость о штрафах РПН в адрес «Вкусвилл», на сайте магазина появился длинный текст, написанный PR-менеджером компании, обосновывающий несостоятельность многих претензий. Ряд аргументов магазина из этого письма мы уже приводили выше. Тем не менее, пресс-служба компании абсолютно не контактна. В публикациях многих крупных СМИ о штрафах РПН отмечено, что комментарий от «Вкусвилл» получить не удалось. Наша редакция прошла долгий путь: поверьте, мы хотели сделать этот материал не авторской колонкой, а интервью с представителем компании. Сначала нам пришлось искать контакт пресс-секретаря через знакомых на Фейсбук. В течение 5 дней мы получили ответ на запрос от нужного человека. После этого три недели (!) нас «водили на нос» о том, что «наше интервью почти готово». Наконец, когда наши нервы сдали и мы сообщили пресс-службе, что будем делать авторскую колонку или искать сторонних экспертов. Нам сообщили, что под таким давлением общаться с нами не желают, что мы ведем себя некорректно и никакого интервью не будет. Мы однозначно считаем, что подобный ответ со стороны пресс-секретаря крайне непрофессионален, не этичен в отношении журналиста, а главное отражает закрытость компании и нежелание честно общаться ни с потребителем, ни со СМИ. По нашему опыту, этические принципы таких компаний обычно тоже неоднозначны. И пока это так, компанию скорее ожидает больше проблем, чем головокружительных взлетов.
Made on
Tilda